ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН, ЛАУРЕАТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕМИЙ, ПРОФЕССОР, КОМПОЗИТОР. МАТНИЁЗ ЮСУПОВ АБДАЛНИЁЗОВИЧ.
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО.
Зслуженный деятель искусств Республики Узбекистан, профессор, композитор Матниёз Юсупов родился в 1925 году 1 января в городе Ургенч, Хорезмского вилоята, в семье служащих. Отец Матниёза Юсупова Абдалниёз Юсупов был не только любителем искусства, но и отлично играл на дутаре. Он был хорошим музыкантом. В его доме в гостях всегда бывали великие хорезмские певцы макома-Хожихон Болтаев, Мадрахим Ёкубов Шерозий, Джуманиёз Хайитбоев. Впервые услышанное пение макома, заворожило маленькое сердце Матниёза и это его заинтересовало. Будучи ещё школьником, Матниёз начал посещать музыкальный кружок, учился играть на скрипке. Руководителем кружка был талантливый скрипач Сабирджан Якубов. Отец Матниёза Абдалниёз Юсупов умер в мае 1935 года. Он всегда был опорой, вдохновлял маленькое сердце Матниёза. Дутар, на котором играл отец и многие великие музыканты остался на память Матниёзу. На протяжении всей творческой жизни этот дутар давал ему духовную поддержку. В 1940 году Матниёз Юсупов закончил седьмой класс и устроился работать музыкантом в эстрадный коллектив, открывшийся при областном театре. Здесь он набирается опыта, узнаёт традиции, учит многие песни и музыкальные произведения.
Матниёз Юсупов становится учеником великого музыканта, знатока макома – Матпано ота Худайберганова и очень старательно изучает Хорезмские макомы. Как только стали сбываться мечты Матниёза – он изучил любимые макомы и накопил знания – началась Великая Отечественная Война. В апреле 1943 года Матниёз Юсупов собрался на войну, на защиту Родины. Как провожали юных солдат, защитников на войну на берегу Амударьи вспоминал отец: “В те времена в Ургенче еще не было проложено железнодорожных путей. Мы сначала прошли 12 км пешком вдоль реки, потом на катерах проплыли до Чорджуя. Молодых солдат пришли провожать родные, матери и любимые. Я там познакомился с Каримом Исмоиловым (Заслуженный артист республики Узбекистан). Я узнал, что он тоже певец. Скрипка, мой любимый музыкальный инструмент, всегда была со мной. Прощаясь с матерями, с близкими родственниками мы с Каримом Исмоиловым спели песню
От слов этой песни у всех на глазах выступили слёзы ненависти и счастья. В Бухаре мы прошли военную подготовку, у опытных командиров учились военному искусству. В те дни на полях сражений советские войска вели тяжелейшиебои и освобождали каждый клочок земли нашей необъятной Родины от фашистов. Наш военный эшелон прибыл на украинскую землю и молодых солдат распределили по ротам во Второй Украинский Фронт. Полк, в котором я служил, освободил от захватчиков такие крупные города Украины, как Харьков, Чернигов, Полтава. Шли ожесточённые бои на окраине города Кременчук, враг отчаянно сражался. Фашисты не хотели отдавать город. Кременчук переходил из рук в руки шесть раз. В эти дни, сражаясь за Родину, я был ранен несколько раз: лечился в госпиталях и вновь шел в бой. В суровую зиму 1944 года, утром 14 января 10 вражеских танков прорвались на нашу позицию, атаковали и бомбили нас. Я и командир роты готовили гранаты, в это время рядом с нами взорвался снаряд. Куски снаряда попали в мою левую ногу, я потерял сознание и упал. Медсёстры увели меня с поля боя и после того, как оказали первую помощь, отправили в медсанбат. Мне срочно сделали операцию – отрезали правую ногу. Я потерял очень много крови, медицинские работники ухаживали за мной. Я пришёл в себя через пять-шесть дней. Вскоре меня вместе с другими ранеными отправили на лечение в Военный госпиталь в Баку. Я стал ходить с помощью костылей. В эти тяжёлые времена, любовь к музыке и народному творчеству не оставляла меня и давала надежду на будущее. Эта любовь привела меня к творчеству Озарского народа.
Однажды был в театре оперы Озарского народа, посмотрел оперу Узеира Хаджибекова « Кур угли ». Я получил огромное впечатление от арий и прекрасной музыки этого произведения. В молодости я часто слушал и полюбил дастан наших Хорезмских Бахши «Гур угли ». Эти два произведения были очень похожи. Также я посмотрел оперы «Лейли и Меджнун», «Ошик Гариб», «Аршин малалан»”.
В 1944 году 19 летний Матниёз Юсупов вернулся в родной Хорезм. Он устроился работать музыкантом в Хорезмский театр музыкальной драмы и комедии. Его обаятельный голос, мастерская игра на таких инструментах, как рубаб, скрипка и гижжак, привлекли внимание к молодому артисту.
Матниёз Юсупов продолжил путь и традиции узбекских композиторов. Стал сочинять новые песни и музыкальные
произведения, учить молодых музыкантов и певцов.
Его стремление к изучению народного творчества привело к дому известного макомиста Матпано ота Худайберганова. Он стал его учеником и начал изучать все тайны макома. -В своём очерке ”Хорезмские макомы“ Матниёз Юсупов написал : ”Я начал изучать макомы в 1942 году, но мысль написать и собрать все макомы пришла ко мне в 1947 году. Первым я написал отрывки из макома “ СЕГОХ”. К 1950 году я написал много макомов в нотах.
В начале 1950 года я написал письмо в Ташкент, музыковеду Ильёсу Акбарову. Подробно рассказал о своей работе и попросил совета. В апреле 1950 года Ильёс Акбаров прислал мне ответное письмо, в котором писал: ”Получил Ваше письмо. Вы начали очень хорошее и трудное
дело. Советую обязательно эту работу довести до конца. В Вашей работе могут быть ошибки, соберите знатоков макома и сыграйте им свои ноты, узнайте их мнение. На собрании пусть напишут отзыв о Вашей работе. Потом этот отзыв и Вашу работу пришлите мне, я помогу их опубликовать”. Ильёс Акбаров. ”Получив письмо, я загорелся желанием опубликовать всю работу. Но мне было трудно и сложно переложить на ноты
всё, чему я научился у моего педагога Матпано ота Худайберганова. У меня не хватало специальных музыкальных знаний”. Так писал Матниёз Юсупов. Будущий композитор для этого должен был ещё учиться, получить специальные музыкальные знания. Он понимает это и в 1951 году Матниёз Юсупов, Комилджан Отаниёзов, Абду-Шариф Отаджанов поступают учиться в Ташкентское Музыкальное Училище имени Хамзы. В 1955 году успешно закончив учёбу, Матниёз Юсупов продолжает набирать знания в Ташкентской Государственной Консерватории на композиторском факультете.
Во время учёбы эти три талантливых артиста во главе с Комилджаном Отаниёзовым добились успеха. Народ полюбил их за обаятельные голоса и хорошие песни. Матниёз играл на скрипке и на гижжаке, пел вместе с Камилджаном. Абдушариф Отаджанов играл на доире. Матниёз Юсупов в годы учёбы в консерватории выступалв концертных залах Ташкента. На радиоволнах звучали его песни “Кора сочинг”, “Устозингдан айрилма”, “Жон устина”, “Феруз”. Он постепенно занял своё место в душе народа.Он многому научился у профессора Бориса Надеждина по композиции, у Алексея Козловского по инструментовке. В следующие годы композитор Борис Зейдман давал свои бесценные советы. С годами интерес Матниёза Юсупова к сокровищнице народной музыки рос и укреплялся. Известный государственный деятель, публицист, писатель Шароф Рашидов в 1958 году издал собрание “Узбекская народная музыка“. В 6 том этого собрания вошли “Хорезмские макомы” Матниёза Юсупова. В 1960 году в 7 том вышеназванного собрания вошли “Хоразм суворалари“. В 1962 году в 9 том Матниёз Юсупов собрал “Хоразм достон хамда халпа кушиклари”.Многолетние труды были представлены музыкальным критикам и слушателям.
В годы учёбы в консерватории Матниёз Юсупов начал серьёзно вести творческую деятельность. Талантливый музыкант и певец, композитор и макомист в 1959 году вместе с К.Отаджановым и Степановым поставили музыкальную драму “Ошик гариб ва Шохсанам “ в Ташкентском музыкальном театре имени Мукимий. В 1962 году в том же театре был поставлен спектакль, посвящённый жизни известного поэта Аваза Утара “Газал фожеаси “. Автор пьесы А.Бобожон, музыка М. Юсупова.
В 1963 году в этом же театре были поставлены спектакли по пьесе Т.Сабирова “Уч баходир”, ”Кайдасан хаёт”, в 1976 году – по пьесе Х.Расула “Мукаддас диёр “. Музыку всем этим музыкальным драмам написал М. Юсупов. Народ с восторгом принял эти музыкальные драматические спектакли.
Матниёз Юсупов в 1960 году написал оперу “Буз углон “на основе либретто Ахмада Бобожона и представил как дипломную работу. Он с отличием закончил композиторский факультет Ташкентской Государственной Консерватории. Его единственной целью было писать оперы.
В течение трёх лет он упорно работал над оперой по либретто Хамида Гуляма. Наконец, в театре оперы и балета имени Навоий в 1964 году зрителям был представлен спектакль “Песнь Хорезма“.В 1964 году в декабре в Москве была проведена 10- дневная декада Узбекской культуры. В большом зале Кремля московские зрители посмотрели оперу “Песнь Хорезма” на узбекском языке. Каждый выход узбекских артистов зрители встречали с восторгом. Конечно, эти аплодисменты были предназначены и композитору. Его труды были достойно оценены большим вниманием и аплодисментами. Матниёз Юсупов теперь с ещё большим рвением взялся за очень большое дело. Это был балет “ Гульсанам “ по либретто У.Умарбекова . В 1974 году в Самаркандском театре оперы и балета зрители с восторгом посмотрели балет “Гульсанам “. Позднее на этой же сцене в 1984 году ещё одна работа М.Юсупова – опера “Чевар киз “ по либретто М. Мухамедова была представлена зрителям.
Работы композитора Матниёза Юсупова стали ставить в театрах вилоятов. Например, в театре Хорезмского вилоята поставили спектакли “Дил кузгуси “(по пьесе Хамида Гуляма), “Миллионер угли “(по пьесе Тешабаева), “Тунги фарёдлар”( по пьесе М.Бобоева), “Тун ва нохун“, “Республика ут ичида“ (по пьесе Ю.Юсупова),”Тугон ( по пьесе О.Матчона). В театре Наманганского вилоята поставили спектакль “Кайчи кудалар “,”Улим билмагай асло мухаббат “ (по пьесе Рахима).
В издательстве имени Г.Гуляма в 1980-1987 годах издана книга Матниёза Юсупова “Хорезмские макомы“ в 6 томах. Эти книги вошли в сокровищницу Узбекской музыкальной культуры.В 1991 году композитор Матниёз Юсупов стал лауреатом Государственной премии Узбекистана.
Матниёз Юсупов стал известен народу, как певец лирических песен , таких как : Феруз, Куш парда сувора, Савти сувора, Базмимга келди, Чапандози сувора, Феруз-2,Айро солдинг, Мугулча уфориси, Фарёд нарси, Нарсулло, Тарона, Бузрук талкини, Жон устина, Дугох , Жоним садха,Аклу одобдандур, Кошинг хилолидур, Бог сайлина галдим, Талкини рост, Кора сочинг, Чоргох, Ут энди гунохимни , Гуландомим, Ёзмишлар, Хуш келдингиз, Ноз уйкусидан уйгот, Дилдоринг келур, Сен Билан, Жонона экансиз, Иккинчи савти сувора, Чоргох биринчи, Ражабий-1, Сарпарда -1, Дилдорга мушток . Все эти песни до сих пор бережно хранятся в фонотеке радио Узбекистана и до сегодняшнего дня звучат в эфире и радуют любителей национальной лирической музыки.
Композитор за время творческой деятельности также написал много музыки на стихи современных поэтов. Эти песни также до сих пор звучат в эфире : Билмагунча, Шод булсин, Хоразм, Юлдузлар, Аёл хаёли , Бахор навоси, Ассалом Гулчехра, Ишк куйида, Соат санадим, Билмадим, Хижрон, Келибдур, Ёримга айтинг, Алла, Саломингдан, Барака чаноги, Афгон рубоби учун пьеса, Ял-ял ёнади, Пахтамиз, Севги сурури, Бу тупрок, Улуглигим, Улка, Ок куш, Севиндим, Галабамиз байрами, Ёр келибдур, Пьеса, Жонингдан айлансун, Умринг утар эъзоз билан, Саломинг булмаса, Калби дарё, Ёшлик гул бахорим, Хамдамим бул, Нигор, Гули Раъно дерман, Чулкуварлар ку-Шиги, Чорвогдан довруг солай, Бир диёрки . Композитор Матниёз Юсупов также написал симфонические сюиты, конеанта –Тасанно йогилар , на стихи (Хамида Гуляма), “ Симфоническая поэма”, “Кахрамонона симфоник увертюра”, “Туямуйин тароналари” , “Вокал инструментал сюита” и ещё несколько крупных произведений, написанных для ансамбля Узбекских народных инструментов. Записи этих произведений хранятся в золотом фонде Узбекского радио. В издательстве Культуры и творчества имени Г. Гуляма в 1976 году были изданы в виде книг такие работы
Матниёза Юсупова, как “Хоразм кушиги” (Песнь Хорезма), музыкальная комедия “Дил кузгуси”, в 1977 году отрывки из балета “Гулсанам “, в 1989 году – отрывки музыкальной драмы “Газал фожеаси “ и были предложены музыкальным любителям.
Композитор Матниёз Юсупов также плодотворно работал в песенном жанре. В своих песнях он восхвалял Родину, молодость, дружбу народов и любовь. Песни этой тематики, романсы , “Детям для игры на фортепьяно” в 1969 году, “Махлиё” в 1971 году ,”Шодиёна” в 1977 году, “Бир диёрки” в 1981 году , “Гулдасталарга “ в 1985 году были изданы в издательстве имени Гафура Гуляма. Композитор Матниёз Юсупов написал 12 разных собраний: “Нотное пособие” для средней и высшей музыкальной школы, а также пособие об узбекской музыкальной истории, о национальной культуре. В газетах и журналах печатались его монографии о макомистах , очерки, рассказывающие о культуре и истории узбекской музыки.
Матниёз Юсупов работал на радио Узбекистана в отделе музыкальных записей главным редактором. С 1967 по 1972 года он работал художественным руководителем ансамбля песни и танца “ Лазги “ в Ургенче. До конца своей жизни преподавал студентам в Театрально-художественном институте, в Ташкентском Государственном институте Культуры. Учитель, музыкант, певец, композитор МатниёзЮсупов за заслуги в Узбекской музыкальной культуре был высоко оценен и награждён многими орденами и медалями.
Яркий образ выдающегося музыкантаи известного деятеля искусств Матниеза Юсупова останется навсегда в памяти и в сердцах нашего народа.