Доклад внука композитора о творчестве и о истории Хивы- Внук композитора: Юсупов Матниёз

Глава 1 Ведение

                             Введение—о чем, зачем и почему выбрана эта тема.
Выбранная мною тема называется “История Хивы—города тысячи Купалов”. Название говорит само за себя. Хива исторический город. Не случайно исторический центр комплекса Ичан-Кала в Хиве внесен в особый список ЮНЕСКО “Всемирного наследия”. Город музей Хива—один из немногих городов мира, где практически полностью сохранилась историческая застройкаXVII—XIX веков.
 
Ичан-Кала городское ядро Хивы и сегодня открывает перед путешественниками древние ворота, через которые некогда шли караваны с шёлком. Ханский дворец Таш-Хаули с гаремом и обширным внутренним двором. Соборная Джума-мечеть, колоссальный остов незаконченного минарета Калта-минор делают город похожим на ожившую восточную сказку. Всё это свидетельствует о многовековых традициях и высокой духовной культуре народов Хорезма, населявших его с древнейших времен.
 
Я выбрал эту тему не случайно. Хива—является родиной моих предков.
Хива в истории Хорезма занимает особое место и по праву может гордиться своими выдающимися сыновьями, которые прославили родной город. К числу таких видающихся людей относится и мой дедушка.
Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан, лауреат государственных премий, профессор и композиторМатниёз Юсупов учился играть на скрипке с 6 лет. Его отец тоже был музыкантом. В годы учёбы в консерватории на композиторском факультете начал серьёзно вести творческую деятельность. Участник Великой Отечественной войны, потерял в боях одну ногу. Талантливый музыкант и певец, композитор и макомистМатниёз Юсупов написал музыку многим спектаклям, музыкальным драмам и балетам. Измен фото Симфонические сюиты, оперы которые он написал, ставились в театре оперы и балета имени Навои. В 1964 году в Москве в большом зале  Кремля Московские зрители посмотрели оперу Матниза Юсупова “Песнь Хорезма”. Труды композитора были достойно оценены большим вниманием, цветами и аплодисментами. 1987 году в издательстве имени Г.Гуляма была издана книга Матниёза Юсупова ”Хорезмские макомы” в 6 томах. Эти книги вошли в сокровищницу Узбекской музыкальной культуры. Также он написал 12 разных собраний, нотное пособие для средней и высшей музыкальной школы. Он также был известен народу как певец лирических песен. Записи этих произведений хранятся в золотом фонде Узбекского радио. Работал художественным руководителем ансамбля “Лазги”. До конца своей жизни преподавал студентам  в Театрально художественном институте и, в Ташкентском Государственном институте Культуры. За заслуги в Узбекской музыкальной культуре мой дедушка был высоко оценен и награжден многими орденами и медалями. Яркий образ моего деда вдохновил меня, и я выбрал тему Хивы.
В Хиве во внутреннем городе Ичан-Калы.Открыт музей-кабинет моего дедушки. Там вы можете ознакомиться с его творчеством. В музее находятся книги, фотографии, грампластинки, аудио и видео записи и музыкальные инструменты. И сегодня на Родине ценят его заслуги и чтут память о нём. 
Глава 2 Основа.
Путешествие в седую древность можно сравнить с открытием мира  неизвестного. Увидеть своими глазами и услышать из уст, знающих о забытых страницах прошлого всегда захватывающе интересно для любознательных.
Мы в Хиве – в одном из древнейших городов Узбекистана. Коренной хивинец, почтенный народный мастер – усто Абдулла Балтаев, знаток истории родного края, поднимает гордость земли из-под ног.
--Пылинки истории. Здесь следы наших предков. Святая земля. А это чудо, -- указывает усто на высоченные минареты, заметные в панораме города, -- тоже в основном выделены из этой глины.
   Да, архитектура говорит о многом, но чтобы понять её  ”язык”, мудрость искусства зодчих, потребуется приобщение  к истокам, знание истории и пристальное наблюдение.
Хива…. Один из древних городов Хорезма, страны древней цивилизации. Впервые письменные исторические сведения даёт  Авеста (первая половина первого тысячелетия до н. э.). В Бехистонской надписи Хорезм упоминается как провинция, входившая в империю Дария (521-425 гг. до н. э.). Огороде Хорасмий и хорасмийцах упоминают Гекатей Милетский и Геродот (5 в. До н. э.). О земледелии в Хорезме во второй половине  второго тысячелетия до нашей эры говорит Абу РайханБеруни, это подтвердила Хорезмская археологическая экспедиция  под руководством С. П. Толстова. Испокон веков в ряду многочисленных населенных мест  и городов, как бы нанизанных на нить караванного пути, особо выделяется Хива, многочисленные ее собратья волею истории давно превратились  в развалины и ныне входят в число охраняемых государством археологических памятников. Своенравно упрямая, порой бешеная река Джайхун – Амударья, нередко меняя русло, уходила от плодородных городов. Среди них некогда известные столичные города Хорезма – древний  Кят и Ургенч (ныне Куня-Ургенч). Несмотря на воздействие  стихии и социальные потрясения, город Хива выстоял, словно птица Феникс, возрождался не раз из пепла разрушений. Ныне он включен ЮНЕСКО в список памятников всемирного наследия. В истории Хорезма наряду с периодами экономического  и культурного подъема нередко были и трагические события – опустошительные войны, засуха, голод, эпидемии, превращавшие процветающие города и селения в безлюдные пустыри и развалины.
Особенно губительными для преемственности культуры оказалось арабское нашествие на Центральную Азию. Арабский предводительКутейба Ибн Муслим “погубил хорезмских писцов, убил священнослужителей и сжег их книги и свитки”. Слова Абу РайханаБеруни, полные горечи, свидетельствуют о безмерных утратах прошлого. Однаконарод Хорезма все же находил силы для возрождения.Глава 2            Эпоха возрождения.
Х—ХI вв.— это время возрождения Хорезма, время титанов мысли и науки Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмад Беруни(973 –1048), Абу Али Хусейна ибн Абдаллаха ибн Сино (980—1037), известного в Европе под именем Авиценны. При дворе шаха Абул-Аббасе Мамуне ибн Мамуне собрались крупнейшие ученые того времени, образовавшие “Академию Мамуна”. Внее входили, помимо Беруни и Ибн Сино, переводчик и философ Абу-л ХаирХаммар, поэт и литературовед Абу Мансур ал-Саалиби, учителя Беруни—философ Абу Сахл ал-Масихи, астроном и математик Абу Наср Мансур ибн Ирак и др.
В истории Хорезма эпоха Беруни выделяется бурным экономическим подъемом страны, ростом числа городов, развитием градостроительства и архитектуры. Исторические хроники перечисляют названия более 30 городов, располагавшихся в нижнем бассейне Амударьи. Среди древних городов, пожалуй, лишь Хива стойко продолжала существовать как город. Город граничил с пустыней, мимо него протекал большой судоходный канал Хейканик, берущийначало из Амударьи. Этот канал ныне известен под названием Палван-арык. В хивинских хрониках XIX в. Часто Хейканик  упоминается искаженно как Хейваник.
Хейканик—архаичное название, значение которого в народе давно забыто.
Очевидно, между названиями канала Хейканик и города Хива (Хева) существует этимологическая  связь, ибо цепочка слов Хейканик—Хейваник—Хейвак—Хева—Хива  указывает  на единство их исторических корней.
Из Арабских географических трудов  Х в.Известно, что Хива была одним из важных населенных пунктов на караванном пути между Ургенчем и Мервом и еще в  Х  в.
Один из средневековых путешественников, побывший во многих городах Хорезма накануне монгольского завоевания, оставил следующие наблюдения: “Не думаю, чтобы в мире были обширные земли шире хорезмских и более заселенные, при том, что жители приучены к трудной работе и довольству немногим. Большинство селений Хорезма—города, имеющие рынки, жизненные припасы и лавки. В редком селении нет рынка. Все это при общей безопасности и полной безмятежности… Не думаю, чтобы в мире был город, подобный главному городу Хорезма по обилию богатства и величие столицы, большому количеству населения… ”
Вскоре Хорезм под натиском полчищЧингиз хана превратился в опустошённую страну. Хива встала неприступной крепостью храбрых. Над могилой защитников города позже был сооружен мавзолей.
Хива выдержала испытание временем. Необходимость обновления старых строений, требование новых жизненных пространств беспощадно уничтожали все ветхое, отжившее и ненужное. Именно поэтому в современной Хиве большинство строений относятся к XVII—XIX  вв., а следыболее ранних сооружений остались под землей, под культурными наслоениями.
Хива стала столицей хорезмийского государства лишь с 1556 г. при Дустхане ибн Буджги.
Конец XVIII – начало XIX в. Для Хорезма стало временем относительного подъема культуры и искусства. Плеяда талантливых  мастеров художественного слова оставила огромное поэтическое наследие. Эта эпоха знаменательна плодотворным трудом музыкантов по систематизации  и развитию классического цикла хорезмских макомов. ПахлаванНиязКамил (1825-1899) создал хорезмскую нотную систему записи музыки.
Которую в дальнейшем достойно продолжил мой дедушка. Матниёз Юсупов
Хива является своеобразным музеем хорезмской архитектуры XIV—XX вв.
Во внутреннем городе Ичан-калесконцентрированы ансамбли и комплексы сверкающих глазурованным одеянием монументальных зданий в тесном окружении массовой глинобитной застройки.
 
 
 
Мухаммад Риза Огахи писал:
 Сияние дворцов страны земной
Соперничает с солнцем и луной.
Блистают стены сотнями узоров,
  И это—радость для сердец и взоров.
Сохранение в целостности архитектурных ансамблей представляет исключительное историко-культурное и художественное значение. Именно поэтому Ичан-кала была объявлена правительством республики государственным музеем—архитектурным заповедником. Все монументальные памятники, а также рядовая застройка внутреннего города – наиболее древнего исторического ядра нынешней Хивы—в .совокупности подлежит бережному хранению. Здесь каждый памятник состоит на учете и охране. Хивинская специальная научно-реставрационная производственная мастерская, объединившая в своих рядах народных мастеров-реставраторов, ведет значительную ремонтно-восстановительную работу на памятниках города. Многие памятники подняты из руин, возрождены к новой жизни, в качестве музеев открыты для всеобщего образования.
Известный арабский путешественник, Ибн Батута, побывавший в Хорезме в 30-х годах XIV в., с восхищением писал в своих воспоминаниях о нравах жителей Хорезма: «Во всем мире не довелось мне еще встретить людей более благонравных, чем хорезмийцы, более гостеприимных к чужестранцам”. Благородные качества характера, отмеченные пытливым путешественником, присущи и нынешнему поколению. Нравственно-этические и культурные традиции предков находят ныне живительную почву.
Большинство архитектурных памятников Ичан-калы построено в первой половине XIX в. Среди поздних строений особенно интересны мавзолей Пахлаван Махмуда, дворец, медресе, караван-сарай,тимАллакулихана, медрессе Мухаммад Аминхана, дворцовые ансамбли Куня-Арк и Таш-хаули.
После очередного набега на Хорасан 20 тысяч жителей южных районов были насильно переселены в Хорезм, что дало возможность в 1842 г. Под руководством Мухаммада ЯкубМехтара в течение 30 дней соорудить вокруг Хивы новую крепостную стену длинной 6 км с десятью воротами. В черту города вошли три загородных сада—Рафаник, Нуруллабай и Нуруллабек. С тех пор большое кольцо города стало известно под названием Дишан-кала (Внешняя крепость.) В честь градостроительных преобразований тогда были сложены хвалебные оды. Поэт и историк, уроженец Хивы Мухаммад Риза Огахи (1809-1874) время строительства крепостной стены определил словами ”Хисорихушбино”, то есть “Укрепление стройно сооружено”, что в цифровом значении дает 1258 (1842 г.). 
Ичан-кала
Ичан-кала (Внутренняя крепость) соответствует территории средневековой Хивы примерно до XVIII в.
-650х400 м., она окружена мощной крепостной стеной длинной более 2100 м с частными подпорными башнями. Высота стен 7-8 м, толщина на уровне земли 5-6 м.
 
Багчадарваза
Северные ворота Ичан-Калы—это симметричное сооружение в крепостной стене, разделенное на комнаты. Южная сторона, обращенная на Ичан-Калу, менее впечатляющая. В отличие отТаш-дарваза, лестницы ведущие вверх, выступают из южных углов башен и расположены по их бокам, глубоко внутри стены Ичан-Кала. Размер: по плану: 18,0х16,0 м; высота – 8,5 м.
Палван-дарваза
Палван-дарваза - это не только восточные ворота Ичан-Калы, но и крупное торговое сооружение. В XVII-XVIII вв. на этом месте были древние ворота, в которых располагалась ханская тюрьма. При Эльтузар-хане (1804-1806), а затем при Алла-Кули-хане ворота были отстроены заново.
Таш-дарваза
Южные ворота Ичан-Калы, построенные в 30-40 гг. 19 века во время правления Алла-Кули-хана. Это шести камерное сооружение с двух купольным проездом по центральной оси. По сторонам от проезда расположены четыре купольных помещения для таможни и караула. Ворота использовались караванами, приходившими с Каспийского моря. Южный главный фасад имеет две массивные башни. Размер: по плану – 9,7х17 м; высота – 9,3 м.
Атадарваза
Главные ворота Ичан-Кала расположены в западной части города. Внутри было 43 торговые лавки и крытый базар – Чорсу. Также внутри была комната для сбора налогов (Божхона) и комната обмена денег (Сар-рафхана). Ворота были разрушены в 1920 г. и восстановлены в их первоначальном виде только в 1975 г. Справа расположено медресе Мухаммад Амин-хана, слева – КуняАрк (старая крепость). Размер: высота – 10 м, ширина – 4 м.Куня-Арк—древняя крепость.
Построенная при Аранг-хане (1686-1688) на этом месте была построена новая куринишхона—приемная, которая примерно через 100 лет, при АвазИнаке (1782-1804), из-за ветхости была снесена и построен новый жилой комплекс.
Таш-ховли (каменный двор)
(1831-1841)—выдающийся образец поздней архитектуры, воплощающий характерные черты хивинского зодчества. Таш-ховли состоит из сложного комплекса дворцовых и жилых помещений, объединённых высокой кирпичной стеной.
Минарет Исламходжа
Среди всех минаретов  самый высокий (44,6 м),совершенный по архитектуре. Диаметр у основания—9,5 м),пожалуй, остаётся последним по времени (1908 г.) памятником подобных габаритов. Другой памятник—Калта-минар (1855 г.), оставшийся недостроенным при высоте—26 м
(диаметр у основания—14,2 м), должен был стать самым высоким минаретом не только Хивы, но и всей Центральной Азии.
Медресе Аллакулихана (1834 г.) размещено в промежутке между тимом и восточными воротами, главным фасадом выходит во двор частично снесено Медресе Хожамбердиябия (1688 г.) Медресе Аллакулихана можно отнести к ряду лучших достижений хорезмской архитектуры позднего средневековья.
Джума-мечеть.
В средневековом мусульманском мире знатность и значимость города определялась, т. е. пятничной соборной мечети. Главную художественную ценность и примечательность соборной мечети, несомненно, составляют деревянные резные колонны—их 212,--различные по габаритам, архитектурной форме, художественной отделке и времени изготовления. Ранние колонны мечети, судя по характеру и стилю надписей, орнаментов, относятся к X—XIV вв.
 Глава 3 заключение.
Хива—это исторический город музей под открытым небом. Сочетание красоты, древности, мудрости и сплетение исторических cобытий меня увлекло. Готовясь к этому докладу, я прочитал и просмотрел много литературы: книги, журналы, очерки про историю Хорезма и Хивы. Каждый раз всматриваясь в эти фотографии, у меня возросла любовь к трудам наших предков. Эти величественные творения пережили века и теперь могут нам многое рассказать.
  Сейчас туристов приезжающих в Хиву со всего света встречают как дорогих гостей. У ворот Ата-дарваза создана Площадь Гостеприимства. Музейи, гостиницы и чайханы рады принять всех. Так же Хивинский базар издревле тоже был самым оживленным местом города. Базар как бы место своеобразной выставки-продажи изделий декоративно-прикладного искусства изготовленных народнымиумельцам строгие узоры ковров, мелкий бисер ручной вышивки, разнообразные тюбетейки, керамические изделия, чеканка помеди, музыкальные инструменты. В каждом из них прослеживается преемственная связь традиций древнего искусства Хорезма. Я понял, что о Хиве можно говорить часами. Я там был много раз и все это видел своими глазами.
В нашей стране огромное внимание уделяется наследию прошлого. Восстанавливается историческая правда, вызваны к жизни, ушедшие в небытие имена.”На узбекской земле вновь, как это бывало в истории много раз, будет создано своё неповторимое и прогрессивное, талантливое и нужное людям”,--пишет в своей книге ”Узбекистан: свой путь обновления и прогресса” Президент республики Узбекистан И.А.Каримов.эти слова относятся и к Хиве—к древнему и вместе с тем молодому городу. Городу, которому 2500 лет.
Ёшуллы—так в Хорезме обращаются к самому высокочтимому. Я тоже скажу “Ёшуллы Хива”—почтенный город, не уставать тебе!